Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная
педагогическая академия»
Институт физико-математического образования
«Построение вариационного ряда»
Реферат
Выполнил: студент
4 курса, 372группы
Сорокин А.Б.
Барнаул 2010
Оглавление:
Обобщающие
количественные показатели
Список используемых источников:
Вариационным рядом называется ранжированный в порядке
возрастания или убывания ряд вариантов с соответствующими им частотами или
частостями
В зависимости от вида вариации может быть дискретным или интервальным. Вариационный
ряд называется дискретным, если любые его варианты отличаются
на постоянную величину, и интервальным, если
варианты могут отличаться один от другого на сколь угодно малую величину. Интервалы
в ряду могут быть как равными, так и неравными. Это зависит от характера
статистических данных и задач исследования.
Определение числа интервалов (m) проводится согласно формуле Стерджеса m=1+3,322
lg n, а величина интервала xmax,xmin-наибольшее
и наименьшее значение признака соответственно.
Каждой варианте Xi соответствует частота Ni, т.е. величина, показывающая сколько раз данное значение варианты встречается в ряду. При построении вариационного ряда можно использовать не частоты, а частости Qi, которые вычисляются как отношения соответствующих частот к объему всей совокупности.
Qi =
Ni/Сумма (Ni). Частости могут быть выражены в относительных числах (дроби) или
в процентах.
Обобщающие количественные показатели (характеристики) в исследовании: вскрывают общие свойства имеющейся
совокупности статистических данных; показывают тенденцию развития явления
или процесса; нивелируют случайные индивидуальные отклонения изучаемого
признака у некоторых объектов; позволяют сравнивать вариационные ряды;
используются во всех разделах математической статистики при более сложном
и полном анализе данных.
где - объем совокупности значений в ряду
ni – частота
варианты в ряду
xi – варианты
с порядковым номером i
k – число вариант в ряду
При расчете средней арифметической в интервальном ряду за
значение варианты принимается середина интервала.
Середина интервала вычисляется как среднее арифметическое его границ.
Медиана (Ме) Срединное значение варьирующего
признака в упорядоченном (ранжированном) ряду. Применяется в случаях,
когда совокупность статистических данных неоднородна (асимметрична),
поскольку Ме менее чувствительна к средним значениям ряда, чем средняя
арифметическая.
Мода (Мо) Наиболее часто встречающаяся в ряду варианта. В
интервальном вариационном ряду определяется модальный интервал. Мо
используется для характеристики среднего уровня в неоднородных совокупностях,
как и медиана.
Размах вариации (R)
- разность максимального и минимального значений периода в вариационном
ряду.
R=xmax-xmin
Зависит от случайных колебаний
выборки, т.е. для вычисления R используются лишь крайние значения
варианты.
Дисперсия - представляет собой среднюю
арифметическую квадратов отклонений всех вариант от их средней арифметической.
где
xi – варианты
с порядковым номером i
– среднее арифметическое
k – число вариант в ряду
ni – частость
( частота) с порядковым номером i
Стандартное отклонение (среднее квадратическое
отклонение) - квадратный корень из дисперсии. Используется
исследователями чаще, чем дисперсия, так как вычисляется в тех же единицах
измерения, что и варианты.
Коэффициент вариации (V) Относительный
показатель рассеяния значений варианты. Достоинства: позволяет сравнивать
вариацию одного и того же признака в разных совокупностях; позволяет
выявить степень различия одного и того же признака у одной и той же группы
объектов в разное время; сопоставить вариацию значений разных признаков у
одной и той же группы объектов.
(
)
Если коэффициент вариации
признака, принимающего только положительные значения, высок ( например, более
100%), то, как правило, это свидетельствует о неоднородности значений признака.
Пример 1: α частицы,
достигающие счетчика в некотором опыте, образуют следующую выборку:
хi |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
mi |
21 |
81 |
156 |
200 |
195 |
152 |
97 |
54 |
26 |
11 |
7 |
Найдите выборочную
среднюю, моду и медиану для числа α - частиц, достигающих
счетчика.
=
Mo=3
Me=5
Пример 2:Измерение веса (в кг.) 100 телят совхоза «Луч» дало следующие
результаты:
Вес |
154-158 |
158-162 |
162-166 |
166-170 |
170-174 |
174-178 |
178-182 |
Число телят |
10 |
14 |
26 |
28 |
12 |
8 |
2 |
Найдите выборочную среднюю и выборочное среднее квадратическое
отклонение веса телят.
Решение. В качестве хi примем середины
интервалов и найдем выборочную среднюю веса телят.
=0,01·(156∙10+160∙14+164∙26+168∙28+172·12+176·8+180·2)=166 (кг.)
Вычислим теперь выборочную дисперсию:
S2=0,01·((-10)2·10+(-6)2·14+(-2)2·26+22·28+62·12+102·8+142·2)=33,44
и, извлекая из полученного числа корень квадратный, находим
среднее квадратическое отклонение:
S=5,78 (кг.)
Пример
3:
Имеются данные о количестве студентов в 30 группах физико-математического
факультета:
26 |
25 |
25 |
26 |
25 |
23 |
23 |
24 |
19 |
23 |
20 |
19 |
22 |
24 |
24 |
23 |
20 |
23 |
24 |
19 |
21 |
18 |
21 |
18 |
20 |
18 |
18 |
21 |
15 |
15 |
Найти вариационный ряд количества студентов в
группах и размах варьирования. Построить полигон частот.
Решение. Записывая исходные данные в порядке
возрастания, составим вариационный ряд:
хi |
15 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
mi |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
1 |
5 |
4 |
3 |
2 |
Размах варьирования R=xmax-xmin=26-15=11
Для построения полигона частот
обозначим на оси абсцисс возможные значения признака, а на оси ординат
соответствующие частоты mi и полученные точки соединим
отрезками.
Пример 4: Школьникам предлагалось разгадать
несколько числовых закономерностей и вписать в пропуски недостающие числа.
Оценка осуществлялась по количеству правильно решенных задач и дала следующие
результаты:
Кол-во баллов |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Кол-во школьников |
2 |
3 |
2 |
4 |
12 |
10 |
8 |
9 |
Составить статистическое
распределение количества школьников по количеству набранных баллов и построить
полигон относительных частот.
Решение. Пусть Х={количество набранных баллов}, a f = {относительные
частоты}. Тогда статистическое распределение выборки можно представить в виде
следующей таблицы:
X |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
f |
0,04 |
0,06 |
0,04 |
0,08 |
0,24 |
0,2 |
0,16 |
0,18 |
Чтобы построить полигон относительных частот,
отложим на оси абсцисс значения X, а
на оси ординат - относительные частоты f. После этого
последовательно соединим полученные точки отрезками.
Пример 5: Распределение рабочих цеха
по проценту выполнения норм выработки выглядит следующим образом:
% выполнения норм |
50 - 70 |
70 - 90 |
90 - 110 |
110 - 130 |
130 - 150 |
150 - 170 |
Число рабочих |
20 |
25 |
35 |
30 |
20 |
10 |
Найдите средний процент выполнения норм выработки
рабочими цеха.
Решение.
Пример 6: Над
случайной величиной X проведено 100 независимых испытаний, в результате чего
получена выборка.
1.49 |
1.44 |
1.68 |
1.19 |
3,93 |
2,34 |
7,08 |
1,56 |
0,46 |
1,14 |
0,60 |
3,58 |
1,32 |
2.45 |
4,32 |
0,78 |
1,63 |
2,13 |
2,22 |
3,36 |
1.26 |
0,89 |
2,35 |
1,59 |
2,38 |
0,80 |
1,23 |
0,78 |
1,65 |
0,95 |
0,34 |
0,64 |
0,26 |
3,05 |
0,68 |
0,96 |
0,69 |
1,77 |
1,02 |
1,07 |
0,69 |
2,02 |
3,42 |
4,35 |
2,66 |
1 |
1,85 |
3,25 |
0,93 |
1,44 |
1,63 |
3.45 |
1,16 |
1,44 |
0.45 |
2,41 |
0,87 |
0,81 |
2,85 |
1.94 |
1,25 |
1,90 |
0,72 |
2.05 |
2,38 |
1.80 |
2,88 |
2,02 |
1,26 |
1,11 |
0,54 |
0,94 |
1,71 . |
1,52 |
1,38 |
1,32 |
1,01 |
0,79 |
1,71 |
0,99 |
0.78 |
0,99 |
1,60 |
2.07 |
2,11 |
1.47 |
0.84 |
1,95 |
0,28 |
2,36 |
2,01 |
1,51 |
0,95 |
3,17 |
1,08 |
1,09 |
2.43 |
1,88 |
2,64 |
4,80. |
Требуется составить интервальный
вариационный ряд и построить гистограмму относительных частот.
Решение. Количество интервалов разбиения считаем по формуле
Стерджесса
m=1+3,322·lg n=1+6,664≈8
Минимальное значение элемента выборки 0,26. Максимальное 7,08. Для
удобства разбиения выберем интервал (0;
7,2) с шагом разбиения
Интервал |
Абсолютная частота |
Относительная частота |
Середина интервала |
(0;0.9) |
21 |
0.21 |
0.45 |
(0.9; 1.8) |
41.5 |
0.415 |
1.35 |
(1.8; 2.7) |
23.5 |
0.235 |
2.25 |
(2.7; 3.6) |
9 |
0.09 |
3.15 |
(3.6; 4.5) |
3 |
0.03 |
4.05 |
(4.5; 5.4) |
1 |
0.01 |
4.95 |
(5.4; 6.3) |
0 |
0.00 |
5.85 |
(6.3; 7.2) |
1 |
0.01 |
6.75 |
Пример 7: Суммарное число набранных баллов в соревнованиях:
Кол-во баллов |
49-52 |
52-55 |
55-58 |
58-61 |
61-64 |
64-67 |
67-70 |
Кол-во участников |
3 |
6 |
11 |
19 |
30 |
21 |
10 |
Построить гистограмму относительных
частот.
Решение. Пусть Х={количество набранных баллов}, a f = {относительные
частоты}. Тогда статистическое распределение выборки можно представить в виде
следующей таблицы:
49-52 |
52-55 |
55-58 |
58-61 |
61-64 |
64-67 |
67-70 |
|
f |
0,03 |
0,06 |
0,11 |
0,19 |
0,3 |
0,21 |
0,1 |
Пример 8: Горизонтальное отклонение от цели (м) для 200 испытаний
ракет:
Границы интервалов |
-40– -30 |
-30– -20 |
-20– -10 |
-10– 0 |
0 – 10 |
Частоты |
7 |
11 |
15 |
24 |
49 |
Границы интервалов |
10–20 |
20–30 |
30–40 |
40–50 |
50–60 |
Частоты |
41 |
26 |
17 |
7 |
3 |
Найдите выборочную
среднюю и выборочное среднее квадратическое отклонение от цели.
Решение. В качестве хi примем середины интервалов
и найдем выборочную среднее отклонение пули.
=8,6
Вычислим теперь
выборочную дисперсию:
377,04
и, извлекая из
полученного числа корень квадратный, находим среднее квадратическое отклонение:
S=19,42
Пример 9:Дан дискретный ряд распределения 50 рабочих механического цеха по тарифному разряду
Тарифный разряд хi |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Частота(кол-во рабочих) ni |
2 |
3 |
6 |
8 |
22 |
9 |
Построить полигон распределения по
данным таблицы и найти выборочную
среднюю.
Решение. Пусть Х={количество тарифных разрядов}, a f = {относительные
частоты}. Тогда статистическое распределение выборки можно представить в виде
следующей таблицы:
X |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
f |
0,04 |
0,06 |
0,12 |
0,16 |
0,44 |
0,18 |
Чтобы построить полигон относительных частот,
отложим на оси абсцисс значения X, а
на оси ординат - относительные частоты f. После этого
последовательно соединим полученные точки отрезками.
Пример 10: X-число сделок на фондовой бирже за квартал; N=400
(инвесторов)
xi |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
ni |
146 |
97 |
73 |
34 |
23 |
10 |
6 |
3 |
4 |
2 |
2 |
1)
Построить полигон
2)
Найти
числовые характеристики вариационного ряда
а) Среднюю арифметическую
б) Дисперсию
в) Среднее квадратическое отклонение
г) Коэффициент вариации
Решение. 1)
X |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
f |
0,365 |
0,2425 |
0,1825 |
0,085 |
0,0575 |
0,025 |
0,015 |
0,0075 |
0,01 |
0,005 |
0,005 |
3) а)
4) б)
в)
г)
1.
Борисенко О. В.
Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное – методическое
пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ. – 50 с.
2.
Вуколов Э. А.
Сборник задач по математике для вузов. В 4 частях. Ч. 4: Учебное пособие для
вузов / Под общ. Ред. А. В. Ефимома и А. С. Поспелова. – 3-е изд. Перераб. И
доп. – М.: Издательство Физико-математической литературы, 2003. – 432 с.